Позволю себе заметить, что сама симфония не является единым целым, представляя собой некоторую совокупность четырёх различных одночастотных симфоний, без явной, видимой связи между ними. Правда, третья и четвёртая имеют мотивные связи, и даже могут рассматриваться как симфония из двух частей.
Итак, первая часть (Andante comodo)
Полчаса музыкальной каши. Нет ни начала, ни конца. Также не выделены главная и побочная темы. Неясно, где кульминация, и вообще, есть ли она.
Часть вторая (Im Tempo eines gemächlichen Ländlers)
Выглядит надумано до последней ноты. Похоже на лишённый какого-либо смысла коллаж, в котором посверкивают отдельные удачные музыкальные мысли, но без дальнейшего их развития. Местами музыка просто режет слух, удачным местом произведения можно считать лишь небольшую цитату из популярного траурного марша «Звери хоронят охотника» в конце второй части.
Наконец, третья часть (Rondo-Burleske/ Allegro assai. Sehrtrotzig)
Думается, самая удачная во всей симфонии. Кажется, что Малер начинал симфонию именно с рондо. К сожалению, вдохновения на остальные части уже не хватило.
Общепринятая трактовка данной части — «лихорадочный пульс современного большого города». Но только Бруни Вальтер играет её именно так. Остальные известные прочтения, — Клемперер, Баршай, Шерхен, Караян, Кондрашин, не только не создают впечатления «пульса», вообще никакого впечатления не производят. Иногда кажется, » Allegro » стало просто » Presto«.
Нет ощущения цельности образа, иногда просто какофония.
В данной записи темп умеренно быстрый, похожий на пение Мирей Матье. Но умеренный настолько, чтобы не «разъезжался» оркестр, а слушатель успевал следить за разработкой тем.
Отдельно хочется сказать о финале (Adagio. Sehr langsam und noch zurückhaltend).
Финал прекрасен от начала и до конца, при этом требует некоторого труда и для исполнителя, и для слушателя, ведь эта музыка для размышления, а не для развлечения. Не сразу является возможным вычленить главную тему финала по причине необычных, но, ни в коем случае, не уродливых гармоний.
В целом, произведение оставляет двойственное впечатления. Откровенно слабые части перемежаются с сильными ходами. Однозначно, музыка не стандартная и заставляет размышлять.